Муниципальное учреждение «Библиотека»

Центральная библиотека им. Ю. Гагарина

Организационно-методический отдел

 

 

Издательская деятельность
 библиотек

 

 

 

Информационный дайджест

 

Новочебоксарск

2008

Содержание

 

I. Издательская деятельность библиотек города. 3

 

II. Виды издательской продукции. 8

 

III. Правила оформления печатных изданий. 14

 

IV. Программный уровень поддержки. 16

 

V.  Литература. 18

 

I. Издательская деятельность библиотек города.

 

Автоматизация библиотечно-библиографических процессов и форми­рование на их основе электронных библиографических и фактографиче­ских ресурсов привели к развитию издательской деятельности библиотек города.

Издательская продукция библиотек создается ее же сотрудниками. Она формируется, в основном, на основе собственных фондов.

Неуклонно увеличивающийся информационный поток делает от­бор, оценку, представление и продвижение нужной информации жизненно необходимыми. Библиотеки выпускают списки литературы и тематические библиографические указатели. Большее внимание уделяется созданию библиографических пособий малых форм: списков, закладок, буклетов. Тематику библиографических пособий определяют информационные за­просы пользователей. Востребованы тематические дайджесты. Если тема востребована, а издание библиографического материала по каким-либо причинам невозможно, библиотеки создают тематические папки (информационно-библиографические досье). Они составляются на основе типовых запросов читателей и представляют собой подборку печатных материалов (вырезки статей и их копии, библиографические списки, перепечатанный материал).

Печатная продукция оказывает эффек­тивную помощь в информационно-библиографическом обслуживании, помогает созданию положительного имиджа библиотеки, направлениях деятельности, программах и проектах, осуществляемых ею, в освещении памятных событий и дат.

За 2007 год работниками библиотек города Новочебоксарск подготовлено и выпущено 96 изданий с большим диапазоном тематического охвата и читательского назначения (Приложение №1).

 

 

 

Основные направления:

1. В помощь потребителям правовой информации сотрудниками информационно-библиографического отдела выпущены дайджесты «Имущественный налоговый вычет – это просто!», «Расчет отпускных по новому», «О пособиях по уходу за ребенком до 1,5 лет и детских пособиях», «Безопасность вашего жилища», «Материнский капитал», «Новый порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам», информационные листки: «Что должен знать призывник», «Новый порядок расчета среднего заработка», «Новые ПДД: штрафы на дорогах», «Пенсия по наследству», «Социальное жилье для работников бюджетной сферы», «Что такое «детский» вычет и кто имеет на него право», «Расчет досрочных пенсий работникам вредных производств».

 

2. В помощь воспитательному процессу:

·        рекомендательные списки ««ЧИТАЛЕНОК»: программа семейных чтений для детей до 3-х лет» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака), ««ЧИТАЛЯТА»: программа семейных чтений для детей от 3  до 5лет» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «ЧИАТШКА»: программа семейных чтений для детей до 5 - 7 лет» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «Ребенок и семья» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «Молодым родителям»  (библиотека им. Н.Носова), «Право на жизнь»: о вреде наркотиков (детско-юношеская библиотека);

·        буклеты «Душа на вырост»: нравственное воспитание (детско-юношеская библиотека), «Готов ли ребенок учиться читать?»: тест (библиотека семейного чтения им. А.Николаева), «Если ребенок не любит читать»: памятка для родителей (библиотека семейного чтения им. А.Николаева), «Как научиться читать?»: советы начинающим (библиотека семейного чтения им. А.Николаева),  «Учимся читать»: советы для начинающих (библиотека семейного чтения им. А.Николаева),  «Хочешь, почитаем?» (библиотека семейного чтения им. А.Николаева),  «Чтение – это…» (библиотека семейного чтения им. А.Николаева),  «Что почитать малышу?» - советы для молодых родителей (библиотека семейного чтения им. А.Николаева), «Какую книжку купить ребенку?», (организационно-методический отдел),   «Вырастить книгочея! Как?», (организационно-методический отдел),  «В мир книг – с рождения» (организационно-методический отдел),  «Толерантность – искусство жить рядом» (библиотека им. Полоруссова-Шелеби);

·        закладка «Для вас, родители!» (детско-юношеская библиотека),

·        папка-досье «Дорога в никуда» (библиотека им. Н.Носова).

 

3. В помощь продвижению чтения:

указатель, посвященный к 100-летию со дня рождения шведской писательницы Астрид Анны Эмили Линдгрен «В гостях у Астрид Линдгрен»;

·        рекомендательный список  «Мы читаем – не скучаем!» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака);

·        буклеты «Лето, книга, я – друзья» (детско-юношеская библиотека), «Книга года 2005: Тарнаккай Р. Сарби» (детско-юношеская библиотека), «Тропой судьбы»: Г. Белгалис (детско-юношеская библиотека), «Год ребёнка проведём вместе с книгой» (детско-юношеская библиотека), «Слово Айги, всё в нём кажется вечным» (детско-юношеская библиотека), «Поэзия – как Молчание» (детско-юношеская библиотека), «Мы хотим, чтоб ваше лето было книгами согрето» (детско-юношеская библиотека), «Каждому читателю – его книгу» (организационно-методический отдел); 

·        закладки «Страна остановленного времени» Д. Суслина  (детско-юношеская библиотека), «Читают все!»: о приключениях Камо Д. Пеннака (детско-юношеская библиотека), «Какое дерево важнее»: по книге Г. Белгалис (детско-юношеская библиотека), к Неделе памяти Г. Айги: «Отмеченная зима», «Без меня перечти» (детско-юношеская библиотека),  к летним чтениям: «Здоровье из леса», «В лес по загадки», «Мир лесных растений», «Самые-самые», «Советы дядюшки Градусника», «Ребятам о зверятах», «Наперегонки с летом», «Загадки Бабы Яги», «Участнику летних чтений», «О тех, кто плавает, жужжит, мяукает и лает» (детско-юношеская библиотека);

·        информационные листки «Эрудит-шоу» в рамках летних чтений (детско-юношеская библиотека), «Горячая десятка»: 10 лучших книг для детей (организационно-методический отдел);

           

            4. Создание положительного имиджа библиотеки:

·        буклеты «Городская детско-юношеская библиотека» (детско-юношеская библиотека), «ГДЮБ: экскурсия по библиотеке» (детско-юношеская библиотека), «Библиотека семейного чтения им. С.Маршака»;

·        визитки (все библиотеки).

 

5. Помощь учебному процессу:

·        буклеты  «ГДЮБ предлагает воспитателям, педагогам, родителям», «Заповедники» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «Здоровье, унесенное дымом» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «Откуда берется вода» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «Где меня научат?» (библиотека им. Н.Носова);

·        закладки «Удивительный мир путешествий»: весёлая география для малышей (детско-юношеская библиотека), «Английский язык с Винни-Пухом»:  об обучающем курсе для детей младшего школьного возраста (детско-юношеская библиотека);

·        информационный листок «Советы абитуриенту» (детско-юношеская библиотека).

           

 

            6. Методические рекомендации:

·        «Книжная выставка – свежим взглядом» (организационно-методический отдел),  «Пришла пора – уроки начинаются» (организационно-методический отдел),   «Довольные читатели – лучшие друзья библиотеки!» (организационно-методический отдел). 

           

            7. Формирование информационной культуры:

·        рекомендательные списки: «СD и смотри»: список СD (библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «Новые информационные ресурсы библиотеки» (библиотека им. Полоруссова-Шелеби);

·         буклеты: «Золотой ключик: выбор книг в библиотеке» (детско-юношеская библиотека), «Новые информационные ресурсы библиотеки» (детско-юношеская библиотека), «Правила пользования библиотекой» (библиотека им. Полоруссова-Шелеби), «Библиотека: инструкция по применению» (библиотека им. Н.Носова), «Первые шаги в библиотеке» (библиотека семейного чтения им. А.Николаева), «Периодика для вас» (библиотека семейного чтения им. А.Николаева);

·         закладки: «Моя первая библиотека»: об электронном каталоге для детей (детско-юношеская библиотека), «Как обращаться с книгой» (детско-юношеская библиотека), «Пять основных правил пользования библиотекой» (детско-юношеская библиотека), «Читай нас с толком»: о правилах работы с книгой (детско-юношеская библиотека), «О бережном обращении с книгой» (библиотека им. Полоруссова-Шелеби), «Правила пользования библиотекой» (библиотека им. Полоруссова-Шелеби), «Продлите жизнь книге! Невредные советы» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «Если вы заблудились в книжном лабиринте» (организационно-методический отдел);

·         информационный листок «Ресурсы библиотеки» (детско-юношеская библиотека);

·         рекомендательная папка «Что приносит почтальон» (библиотека им. Н.Носова).

           

            8. Профориентация:

·        рекомендательный список «Будущему педагогу» (библиотека им. Н.Носова);

·         буклеты: «Ориентир»: информационный центр (детско-юношеская библиотека), «У меня растут года» (детско-юношеская библиотека).

Ежегодно информационно-библиографическим отделом выпускаются «Календари знаменательных дат» (в том числе КЗД Чувашии и г. Новочебоксарск).

Несмотря на все наши усилия, внешний вид издательской продукции, выпускаемой библиотекой, зачастую оставляет желать лучшего. Это связано с отсутствием в некоторых библиотеках  цветного принтера. Также возможен недостаток навыков в работе с программами, необходимыми для создания издания.

 

II. Виды издательской продукции.

Начало издательскому проекту по­ложили рекомендательные списки ли­тературы (Приложение № 2).  Они составляются по наи­более важным и актуальным темам и проблемам в соответствии с чита­тельским и целевым назначением. Как показывает опыт, больше всего такие списки необходимы учащейся моло­дежи и преподавательскому составу, соответственно и темы их чаще всего связаны с учебным процессом.

Выпуск Бюллетеней — также тра­диционная и весьма востребованная форма работы.

Библиотеки выпускают также информационные листы, памятки (правила, рекомендации), буклеты, брошюры, дайджесты, сборники, пригласительные билеты, визитные карточки, календари, аппликации, ярлыки, закладки с собственным логотипом и вручают их читателям абонемента, читаль­ных залов или посетителям при проведении рекламных акций.    

Информационные листы, закладки (Приложение № 3)

Привлекательная черта данных малых форм — возможность инфор­мировать пользователей по конкрет­ному вопросу, теме, каталогу, фонду, отделу. Обычно это четко выражается в самом названии продукта: «Как пользоваться межбиблиотечным або­нементом», «Заповеди читателя», «Разделы систематического катало­га», «Правила пользования читальным залом», «Перечень разделов система­тического каталога», «Алгоритм поис­ка в систематическом каталоге», «По­иск книги в алфавитном каталоге». Оправдал себя и выпуск целых се­рий малоформатных информацион­ных листов, каждая из которых затра­гивает актуальную тему или проблему для определенной группы населения, например: «Летопись Великой Отече­ственной», «Советы выпускникам», «Льготы студентам» и т. д.

Такая продукция малозатратна и удобна для заинтересованных поль­зователей (листы можно держать в книге, блокноте, тетради и т. п.). Лю­бой посетитель может взять такую продукцию с выставки, кафедры, сто­ла в библиотеке.

 

Памятки (правила, рекомендации) (Приложение №4)

По сути, это более облегченная или сокращенная форма справочни­ков, путеводителей, методических по­собий и — очень распространенная. Они выпускаются большим тиражом, чем другие издания библиотеки. В ра­боте с ними тщательно отбираются факты. Памятка должна быть лаконич­на, и в то же время информативна. И что не менее важно — доступна для всех пользователей. Такие продукты мы выпускаем в двух видах:

Рекомендации по широкому спект­ру деятельности библиотеки: обслужи­вание читателей, жизнь библиотеки, услуги и т. п. Эти пособия включают са­мую лаконичную характеристику тех­нических сторон работы библиотеки, содержат сжатую информацию прак­тического характера. Большим спросом у читателей пользуются разработанные нашим библиографом памятки-посо­бия: «Как правильно написать конс­пект», «Как составить резюме», «Сочи­нение: секреты успеха» (серия памяток из 4-х выпусков), «Культура чтения», «Увлекательный мир фэнтези».

Персональные памятки. Их цель — познакомить читателей с основными произведениями определенного авто­ра и помочь в изучении его жизни и де­ятельности.

Отбираются самые ценные издания произведений писателя, имеющиеся в библиотеке, а также литература о его жизни и деятельности. Поистине неза­менимыми стали персональные памят­ки краеведческого характера. Обычно эти публикации содержат краткую информацию о жиз­ни людей, их достижениях, творчестве; перечень произведений; публикации о них в прессе. Помимо этого, в них печа­таются тексты самых значительных про­изведений (если это поэт), обычно 3—5 наименований. Часто такие памятки вы­пускаются к персональным книжным выставкам и другим мероприятиям. Широко используются они для работы в читальных залах библиотек района.

 

Буклеты (Приложение №5)

Буклетом называют согнутое (сфальцованное) в один или несколько раз "гармошкой", треугольником, "домиком" и т. п. многокрасочное, хорошо иллюстрированное издание.

Применительно к библиотечной специфике выделяют различные жанры буклета: посвященные самой библиотеке, какому-либо значимому направлению деятельности или крупному мероприятию, культурному центру, региону, где находится библиотека. Вместе с рекламным текстом в буклетах помещаются красочные фотографии, иллюстрации. Буклеты издаются на самой лучшей бумаге, они очень престижны. Их обязательно вручают на презентациях, пресс-конференциях, выставках, при заключении договоров и контрактов

 

Дайджесты

Дайджесты (от лат. digest — краткое изложение) — это фрагменты тек­стов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефераты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публи­кациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей.

Их преимущество в том, что соби­рается исчерпывающая информация на интересующую пользователей те­му: наиболее интересные и важные материалы из периодических изда­ний и сборников. Прежде всего, это касается краеведческих изданий биб­лиотеки. Переработка разрозненных сведений позволяет предоставлять читателям информацию краеведческого характера, облегчаю­щую пользователям доступ к различ­ным документам.

            Отличие дайджестов от проблемно-тематических указателей состоит в том, что единицей группировки при составлении указателей являются доку­менты, а при составлении дайджеста — фрагменты текстов (иногда очень небольшие по объему).

            Для дайджестов характерны:

   узость тематики;

   различие аспектов рассмотрения проблемы;

   различие в терминологии, используемой специалистами разных от­раслей;

    возможная противоречивость сведений, несовпадение точек зрения разных авторов.

Подобные дайджесты становятся особенно востребованными в усло­виях быстро растущего числа перио­дических изданий, за которыми сред­ний пользователь просто физически не в состоянии уследить.

Дайджесты используются нами как в индивидуальной работе с читателя­ми, так и при организации книжных выставок, проведении массовых ме­роприятий. Например, библиотекой г. Борск  подготовле­ны такие дайджесты: «Гор­дость и боль» (борчане — афганцы), «В истории — навечно» (борчане — Герои Советского Союза») и т. п.

Структура дайджеста имеет следующий вид:

ü      титульный лист;

ü      оглавление;

ü      предисловие (от составителя);

ü      основной текст, обычно разделенный на параграфы;

ü      список использованной литературы;

ü      приложения (иллюстративный материал — таблицы, графики, диаг­раммы, раскрывающие основной текст);

ü      словарь основных терминов (в случае необходимости).

 

Сборники

Особое место в деятельности биб­лиотеки последних лет занимает под­готовка тематических сборников. Они, как правило, посвящены наиболее ак­туальным темам и юбилейным датам. Выпуск подобных сборников предпо­лагает серьезную подготовку, обраще­ние к различным документам, справоч­ному аппарату библиотеки, каталогам и картотекам.

Они составляются при одновременном действии двух условий: устойчивом читательском интересе к какой-либо проблеме и отсутствии обобщающих книжных публикаций по ней, рассре­доточении информации по широкому кругу источников.  Основными этапами составления тематической подборки являются:

Структура тематических подборок имеет, как правило, следующий вид:

Например, библиотекой г. Борск  подготовле­ны такие сборники: «Польза, честь и слава: почетные граждане Борского района» (биографический сборник); «Мы о войне стихами говорим» (стихи борчан, посвященные Великой Отече­ственной войне); «Острова моей души» (сборник борской поэтессы В. Савель­евой, составленный по страницам местных газет); «Выбор профессии: путь к успеху» (сборник популярных профессий); «Российские меценаты», «Такая им судьба была дана: женщины в истории России »(сборники биогра­фических очерков) и т. д.

 

Пригласительный билет

Выполненный в форме буклета пригласительный билет обычно фокусирует внимание на конкретном событии: презентации библиотеки в связи с ее юбилеем, переездом, открытием после ремонта и т. п.;  вернисаже картин местного художника; встрече с интересным гостем и т. п. Тем не менее, как уже неоднократно подчеркивалось, сверхзадача приглашения, как и других рекламных изданий, — акцентировать  внимание на достоинствах библиотеки, продемонстрировать ее высокие возможности.

 

Тематические подборки

            В практике библиотечно-библиографического обслуживания зачастую ис­пользуются тематические подборки. Они составляются при одновременном действии двух условий: устойчивом читательском интересе к какой-либо проблеме и отсутствии обобщающих книжных публикаций по ней, рассре­доточении информации по широкому кругу источников.              Основными этапами составления тематической подборки являются:

   ознакомление с темой, составление рубрикатора;

♦ выявление литературы по теме, составление библиографического списка;

   копирование текстов микродокументов, отраженных в списке и име­ющихся в распоряжении библиографа;

    группировка текстов документов;

    оформление оглавления тематической подборки и списка просмот­ренных источников, написание предисловия.

            Структура тематических подборок имеет, как правило, следующий вид:

    титульный лист, на котором помимо темы указываются хронологи­ческие границы отбора документов или год начала выявления инфор­мации, если тематическая подборка пополняется новыми материала­ми;

    оглавление;

    краткое предисловие (от составителя);

    определенным образом сгруппированные копии текстов документов, а часто и иллюстративный материал;

♦ библиографический список, отражающий всю выявленную литера­туру (а не только включенную в подборку в виде копий);

    список просмотренных источников.

 

III. Правила оформления печатных изданий.

 

Полезно запомнить несколько несложных правил оформления этих изданий.

 

1. Многокрасочные объявления заметнее черно-белых на 65%.

2. Объявления в 1/4 полосы, вытянутые в столбец, привлекают больше внимания, чем квадратные и вытянутые вдоль.

3. Косое расположение текста — скорее недостаток, чем достоин­ство.

4. Высококачественная иллюстрация побуждает прочитать текст в полтора раза больше людей, чем рядовая.

5. Одна большая иллюстрация лучше множества маленьких.

6. Для привлечения рекламы к "скучному" объекту можно использо­вать иллюстративный материал, не имеющий отношения к самой услу­ге, однако между ними должна обязательно иметься ясно просматри­ваемая связь, понятная и объяснимая в короткой фразе.

7. Фотографии известных людей в качестве иллюстрации привлека­ют значительное внимание, но затмевают рекламируемый объект.

8. Параметры страницы. При установке величины полей, прежде всего, необходимо опре­делить, односторонняя или двухсторонняя печать будет использо­ваться. При односторонней печати содержимое печатного издания располагается только на одной стороне печатного листа (такая пе­чать часто используется при оформлении докладов, рефератов, дис­сертаций и т. п.). В этом случае различают верхнее, нижнее, левое и правое поля. При подготовке журнальных и книжных изданий используется двухсторонняя печать. Здесь различают так называе­мые зеркальные поля, а также вместо левого и правого полей ис­пользуют понятия внутренних и внешних полей.

Многовековым опытом издательства книг было установлено, что достаточно большие поля снижают нагрузку на зрение и облегчают восприятие информации, в то время как маленькие поля такую на­грузку существенно увеличивают. Кроме того, были выработаны не­которые соотношения между величинами полей. Самым маленьким должно быть поле около переплета (иногда его называют корешко­вым), т. е. левое поле — при односторонней печати и внутреннее — при двухсторонней. Несколько более широким должно быть верхнее поле. Следующее — правое, или внешнее, поле, и самое большое — нижнее. Такая величина полей объясняется особенностями челове­ческого зрения. Глаз человека видит середину каждой вертикальной линии несколько выше, чем она расположена на самом деле, поэто­му середина полосы набора должна быть несколько выше середины страницы. При просмотре разворота издания внутренние поля сли­ваются в одно большое, из чего следует, что для улучшения зритель­ного восприятия полосы должны быть несколько сдвинуты внутрь.

 

IV. Программный уровень поддержки.

            Под программным уровнем понимается совокупность программ, не­обходимых для создания издания. Условно его можно разделить на несколько конкретных компьютерных технологий:

■ технология обработки изображений;

■ технология полиграфического дизайна;

■ технология собственно настольной издательской системы.

 

Компьютерные технологии издательского дела

 

Технология

Основные операции с объектами

Программные продукты

Технология обработки изображений (растровая графика)

Создание   и   обработка   ил­люстративных материалов:

♦ преобразование   готовых изображений, созданных на каком-либо материаль­ном  носителе   в   цифро­вую форму;

♦ создание иллюстративных материалов сразу в циф­ровом виде

Adobe Photoshop, Corel Photo-Paint, Fractal Design Painter, Micrografx Picture Publisher

Технология полиграфического дизайна (векторная графика)

Разработка самостоятельных графических продуктов: фир­менные знаки, логотипы, ви­зитки, бланки, объявления, афиши, пригласительные би­леты, открытки и т. п.

Adobe Illustrator, Corel DRAW, Macromedia FreeHand, Micrografx Designer

Технология собственно настольной издательской системы

Разработка издания (газеты, книги, журнала, брошюры, многостраничного  докумен­та) с помощью персональ­ного    компьютера.    Может включать в себя результаты технологий графики и поли­графического дизайна

Adobe PageMaker, QuarkXPress, Corel Ventura, Microsoft Publisher, Microsoft Word

 

V.  Литература.

 

 

1.       Доморацкий В.П., Белоколенко М.В. Наглядность в работе библиотеки: системный подход: Методическое пособие. – М.: «Издательство Либерея», 1999. – 56 с.: ил.

2.       Информатика. 10-11 класс / Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2003. - 300 с: ил.

3.       Матлина С. Г. Привлекательная библиотека, или Что может реклама: Практ. пособие. — М.: Либерея, 1997. — 96 с.

4.       Суслова И. М. Практический маркетинг в библиотеках: Учебно-методиче­ское пособие. — М.: Издательство "ЛИБЕРЕЯ", 2004. —с. 125-126

5.       Борисова Т. Традиции старые, подходы современные: инновации в библиотеках г. Бор Нижегородской области / Т. Борисова // Библиотека. - 2007. - : 3. -  С. 66-69

6.       Отчет  МУ «Библиотека» за 2007.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1. Печатная продукция библиотек г. Новочебоксарск.  

 

     

 

 

      

 

     

 

    

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2. Оформление рекомендательных списков литературы в виде буклетов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3. Примеры оформления вкладышей в книги для предупреждения задолжности читателей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3. 1. Варианты оформления листков-отзывов о книгах

 

 

 

Приложение № 3. 2. Примеры оформления опросного (а) и наградного (б) листков для юного читателя

 

 

Приложение №4. Пример плаката (памятки) с изложением структуры библиотечной классификации

 

 

Приложение № 5. Пример буклета-памятки для читателей детской библиотеки "Как найти нужную книгу"

 

 

 

Наш адрес:

г.Новочебоксарск,

ул. Солнечная,

д. 19

 

Телефон:

73-80-84

 

E mail:

gagarinka@cbx.ru

 

 

 

Составитель ведущий методист

Федотова О.П.

 

 

Hosted by uCoz